История аэропорта


1930-е годы
10 февраля 1933

Сталинградский авиаотряд был создан приказом Приволжского управления ГВФ (гражданского воздушного флота) от  10 февраля 1933 года. Он базировался на аэродроме около железнодорожной станции Воропоново (ныне им. М.Горького).

1935


В 1935 году Сталинградская авиагруппа перешла в подчинение Московского управления ГА и была переименована в 243 авиаотряд ГВФ. Командиром отряда назначен товарищ Мордвин.

В этот период авиаотряд стал получать новую материальную часть: 3-х местные ПО-2, санитарные самолеты С-1,С-2, По-2 с закрытой кабиной и носилками, санитарный самолет-лимузин Я-6, 4-х местные пассажирские самолеты ПР-5 (с мотором водяного охлаждения).

1936


В 1936 году Московское управление гражданской авиации, которому подчинялся Сталинградский аэропорт, открыло полеты на самолетах «Сталь-3» на линии «Москва-Воронеж-Сталинград-Астрахань», с обслуживанием самолетов в Сталинградском аэропорту.

1937


В 1937 году начались грузовые полеты «Москва-Сталинград» на четырехмоторных самолетах Г-2.

1938


В 1938 году из Москвы через Сталинград открылись почтово-пассажирские линии в Астрахань, Баку, Ашхабад. Полеты выполнялись на самолетах ПС-40, ПС-84, ПС-89. Обслуживание этих лучших самолетов «Аэрофлота» было доверено техническому составу Сталинградского аэропорта. Диспетчерская служба успешно осуществляла руководство полетами радиофицированных самолетов.

1940-е годы

1940


К 1940 году самолеты Сталинградского авиаотряда выполняли почтово-пассажирские рейсы в Элисту, Урюпинск, Камышин, Николаевск, Серафимович и другие населенные пункты области. Санитарные и сельскохозяйственные самолеты обслуживали, кроме Сталинградской, Астраханскую область и Калмыцкую АССР. Быстро возрастал объем перевозок. В предвоенном году, на своих транзитных самолетах аэропорт отправил свыше 3 тысяч пассажиров.  За короткий срок существования под руководством первого командира авиаотряда М.Я. Бибикова образовалось крупное авиапредприятие, имеющее аэровокзал, ангар для обслуживания самолетов, водопровод, мастерскую для ремонта авиамоторов и до 50 единиц самолетов ПО-2, СП, Я-6, ПР-5. Эти достижения были значительны, но самым большим достижением явилась подготовка кадров. Аэропорт и авиаотряд имели более 60 человек инженерно-технического состава, около 70 летчиков и 50 работников наземных служб. А первые инженеры А.М.Акимов, П.Д.Матвеев, И.А. Милованов внесли достойный вклад в профессиональную подготовку довоенных кадров авиаторов.

1941


Мирную жизнь советских людей нарушили немецко-фашистские захватчики. 

В первые дни войны 70 % летно-технического состава аэропорта ушли на фронт и мужественно сражались в рядах Красной армии, внеся большой вклад в разгром врага. Август 1942


Аэропорт в Воропоново прекратил работу связи с налетами немецкой авиации.

В дни битвы, в районе современного аэропорта Волгоград, немецкий 14-й танковой корпус встретил сопротивление советских зенитных батарей 1077-го полка под командованием подполковника В.С. Германа и частей 10-й дивизии войск НКВД.

С 23 августа по начало сентября здесь же держали оборону части 1079-го зенитно-артиллерийского полка и 23-й танковый корпус 62-й армии Юго-Восточного фронта.